Анализ ситуации
Ценностью поликультурного образовательного пространства микрорайона является человек, личность учащегося, а главный смысл и цель образования должны быть связаны с его развитием, социально-педагогической поддержкой, защитой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации.
Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания школьников связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни.
Миссия школы в контексте социальной деятельности состоит в том, чтобы дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
Отмечая нарастающую перегруженность школьного образования, как родители, так и учащиеся предъявляют высокие требования к школе. Вопросы доступности, качества и эффективности не случайно названы в государстве приоритетными, они все чаще ставятся родителями и общественностью перед школой.
Вместе с тем участие родительской общественности в деятельности школы и местного сообщества чаще всего носит стихийный характер и в большинстве своем инициируется самим образовательным учреждением. На этапе осознания и формирования гражданского заказа данные противоречия выливаются в проблемы, требующие решения.
Обозначим эту проблему:
- недостаточное использование социального партнерства как ресурса развития образовательного процесса в микрорайоне Сулажгора.
Необходимость разрешения названных проблем привела нас к разработке модели социального партнерства.
Задача построения гражданского общества поставлена государством. Школе, чтобы выполнить государственный заказ, необходимо расширять число своих партнеров, делиться с ними собственными полномочиями. Накапливать опыт взаимодействия в совместной разработке и реализации образовательных и социальных проектов. Опыт такого взаимодействия (действующие проекты в рамках социального партнерства «День знаний», «Вахта памяти», «День мира», «День пожилого человека», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Старшие друзья – наши шефы» ) привел наш коллектив к разработке модели, которая используя ресурсы социальных площадок микрорайона, изменит образовательное пространство, создаст необходимые условия для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Концепция проекта
Термин "партнерство" понимается очень широко, но наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели.
В настоящее время школа претерпевает радикальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В связи с этим,
составной частью процесса социализации является социальное воспитание как деятельность, направленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.
Социальное партнерство формируется на основе тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
По своей сути социальное партнерство «генетически» содержит в себе идею изменений.
Система социального взаимодействия призвана обеспечить целенаправленное формирование у школьников активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение задач развития микрорайона.
Развитие партнерских связей позволит:
- сформировать образовательное пространство микрорайона Сулажгора, используя внутренние и внешние связи;
- создать сетевую организацию;
- обеспечить сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
- реализовать идеи государственно-общественного характера управления школой;
- развить потребности личностного участия в образовательном пространстве микрорайона.
Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации социального партнерства, его теоретических основ является актуальной задачей.
Результатом функционирования системы социального партнерства должны стать духовный и культурный подъем. Педагогики, ученики и все участники образовательного пространства микрорайона учатся взаимодействовать и договариваться. Этим и определяется приоритетность социального партнерства в общей системе школьного уклада жизни.
Цель данного проекта: разработка эффективной модели социального партнерства в образовательном пространстве микрорайона Сулажгора.
На данном этапе нами намечены приоритетные задачи:
- разработать механизмы взаимодействия социального партнерства микрорайона;
- выявить инновационные ресурсы и инициативы, обеспечить их сопровождение и интегрировать в образовательный процесс;
- совершенствовать систему управления школой через развитие общественных форм управления и гражданской активности;
- создать насыщенное образовательное пространство, обеспечивающее реализацию образовательных программ;
- содействовать развитию учебной, исследовательской, проектной деятельности участников образовательного процесса, активному использованию информационных технологий;
- организовать образовательные события (олимпиады, конкурсы, конференции, встречи, экскурсии, фестивали, форумы и т.д.) в рамках социального партнерства в микрорайоне Сулажгора.
|